Блокировка расчетного счета, как ее пережить

Многие бизнесмены сталкивались с тем, что в ходе работы у них блокируется расчетный счет со стороны банка. Выглядит это следующим образом: вам не войти в систему Интернет-Банк-Клиента. Пользователь не зарегистрирован и т.п. По данным организации «Деловая Россия», с начала 2017 года российскими банками заблокировано почти полмиллиона расчетных счетов предпринимателей.

Вы связываетесь с банком, и красивый голос операциониста отвечает, что вам необходимо либо явиться в банк с паспортом, либо предоставить документы, которых огромный перечень.

В нашей практике были случаи блокировки у организации, которая зарегистрировалась за неделю до открытия расчётного счета: счет был открыт в «зеленом» известном банке, на следующий день пришло письмо «счастья» по 115-фз. В нем требовалось пояснить деятельность и предоставить комплект документов, вплоть до отчетности (которой еще и нет, не наработано, так как фирма, повторюсь, зарегистрировалась неделю назад).

Из этого можно сделать вывод, что зачастую такие блокировки вызваны технически, то есть не люди на местах, а программы решают кому послать письмо. Соответственно уже давно существуют критерии отбора для «счастливчиков», которым заблокируют работу с расчетным счетом.

Основные причины блокировки:

– Компания не находится по юридическому адресу. Примерно через полторы – две недели после того как пошли операции по счетам, работники безопасности банка идут на проверку адреса регистрации, предварительно позвонив вам по телефону и выяснив вашу готовность к их принятию. Параллельно они любят «через кровь» узнать основные моменты вашего бизнеса, вплоть до мельчайших подробностей. При недостоверности данных – вас нет на адресе, нервных ответах на вопросы работников у банка появляется право расторгнуть договор в судебном порядке (подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК). В нашей практике такого не было, в основном банк блокирует доступ в Банк-Клиент.

– Компания проводит по счету нетипичные операции. Это означает следующее: я являюсь оптовым торговцем, торгую носками, а заплатили мне за маркетинг… странно? И банку это тоже странно.

– Компания занимается розницей, но сдает в банк наличную выручку в незначительных объемах. На расчетный счет деньги поступают по договорам оказания услуг, займа, агентским договорам и т. д. Для банка это сигнал о том, что свою наличную выручку клиент передает заказчикам обналички.  (Методические рекомендации, утв. ЦБ 04.12.2015 № 35-МР)

– Компания платит мало налогов. Банки могут отслеживать клиентов, у которых сумма налогов не превышает 0,9 процента от поступлений по счету (Методические рекомендации, утв. ЦБ 21.07.2017 № 18-МР). Но конкретные банки для контроля часто устанавливают свой лимит, который выше рекомендованного. Например, 1 или 1,5 процента. На практике финансовый надзор в банке звонит и говорит вам сколько и когда вы должны заплатить налогов. Абсурдно, но это так.

– Организация проводит запутанные операции или сделки, у которых нет очевидной деловой цели. Получаем деньги за товар, за услуги, за работы, далее выдаем беспроцентные займы (не дай Бог) – экономической эффективности от беспроцентного займа как от «козла молока».

Помните! Стандартный срок блокировки расчетного счета по 115-ФЗ составляет 45 дней. Пока счет заблокирован, снять или перевести деньги с него не получится. После окончания указанного срока, банк автоматически закрывает предпринимательский счет, а деньги переводит на обычный счет «до востребования», откуда их можно снять без каких-либо затруднений.

Не получается открыть расчётный счет и разблокировать старый, возможно у вас есть исполнительные лист? Вспомните, вдруг он найдется, банк обязан принять исполнительный лист. На то, чтобы вспомнить у вас 45 дней.

При регистрации своего дела, всегда открывайте второй расчетный счет – это даст возможность перевода остатка своих денежных средств с заблокированного.

По возможности всегда добивайтесь разблокировки, потому как блокировка с переводом остатка на счет в другом банке, может привести к быстрому закрытию и второго счета.

Отвечайте оперативно и в сроки на все запросы банка, знайте своего операциониста.

Презумпция невиновности тут не действует – если они подозревают, то для них вы уже виновны. Доказывайте всеми способами, что они не правы.

Поддерживайте лимит налогов, как бы глупо не звучало, но субсидируйте налоговую по налоговым платежам. Можно успокаивать себя тем, что заплатим больше, потом зачтем, можем и вернуть, но хоть пеней из налоговой не будет.

Если понимаете, что вы проигрываете в диалоге с банком, и вам все равно закроют счет, а вы уверены в своей правоте, то смело составляйте претензию на незаконные действия банка и отправляйте копию в Центральный банк.

Обращайтесь в Арбитражный суд, требуйте признать незаконными действия банка, чтобы обязать его совершить нужные вам операции. В соответствии со ст. 65 АПК РФ, именно банк обязан доказать, что у него имелись основания для приостановления или отказа в проведении тех или иных операций по поручению клиента.

Всегда пытайтесь защитить свои права!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *