Как обезопасить себя в случаях, когда покупателю выгодно нарушение закона продавцом

Если продаёте товары без чека и отказываетесь принимать их обратно, рискуете нарваться на штрафы.

1. Покупатель требует продать товар по стоимости, указанной на ценнике

Ситуация: вы сделали скидку на товар, срок действия этой скидки закончился, а ценник в торговом зале никто не обновил. Или вы просто решили повысить стоимость, но видно это только кассе, а не покупателям. В любом случае клиент имеет право заплатить столько, сколько указано на ценнике.

Продавец обязан предоставить покупателю достоверную информацию о товаре — в том числе и цену в рублях. Если вещь продаётся в кредит, покупатель вправе заранее ознакомиться с графиком его погашения и узнать, сколько в итоге он должен будет заплатить. Отсутствие такой информации может стать основанием для штрафа — до 10 000 рублей для юридических лиц.

Ценники в магазине должны быть единообразными и чётко оформленными. Это могут быть привычные бумажные ярлыки, световые табло или грифельные доски, но они в любом случае должны содержать информацию о названии товара и цене за вес или единицу товара.

2. Клиент пытается вернуть качественный и полностью исправный товар

Просто потому, что купленный пару дней назад свитер разонравился. Законом такое не запрещено: товар надлежащего качества можно вернуть продавцу, если он не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке или комплектации. Принять вещь обратно нужно в течение 14 дней после покупки, при этом сам день покупки не считается.

Можно предложить клиенту обмен на аналогичный товар, подходящий ему по цвету или размеру, но если такого в наличии нет, придётся возвращать деньги. Обменять можно изделия, которые не были в употреблении, при этом у покупки должны быть сохранены товарный вид и фабричные ярлыки.

Свободный возврат распространяется не на все приобретения. Например, если клиент хочет сдать обратно в магазин нижнее бельё, золотые серьги, духи или спальный гарнитур, можете с чистой совестью ему отказать — такие покупки обмену и возврату не подлежат.

3. Покупатель хочет вернуть товар без чека

Казалось бы, раз у клиента нет чека, значит, он не может доказать, что приобрёл вещь у вас. И поэтому можно спокойно отказать ему в обмене или возврате. На самом деле нет. В таком случае закон разрешает покупателю ссылаться на показания свидетелей. Например, если он приходил в магазин не один, то его спутник может подтвердить: да, покупка действительно была.

Кроме того, данные обо всех продажах магазина сохраняются в онлайн‑кассе и фискальном накопителе. Чтобы убедиться, что товар приобрели у вас, в кассе надо найти чек для оформления возврата. Кассы современного образца такое позволяют. Чек можно отыскать по наименованию товара или дате покупки. Уточните, когда человек приобрёл вещь или что ещё было у него в чеке.

4. Клиент просит не только выдать бумажный чек, но и отправить его копию на электронную почту

По закону покупатель имеет на это полное право. Причём у него есть право потребовать и электронный, и бумажный чек, если до момента расчёта предоставит свой электронный адрес. Если вы уже перешли на онлайн‑кассу, проблем с электронными чеками возникнуть не должно.

Если же ваш магазин до сих пор ведёт расчёты на устаревшем оборудовании, выполнить это требование будет просто невозможно. Сейчас без онлайн‑касс могут вести деятельность только индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги и продают товары собственного производства, но при этом не имеют работников по трудовому договору. Таким предпринимателям продлили отсрочку до 2021 года.

Остальным за работу без контрольно‑кассовой техники придётся платить. Штраф привязан к сумме, которая прошла мимо кассы: с должностных лиц могут взять до половины этой суммы, а с юридических — от 75% до 100%.

5. Покупатель случайно испортил товар в торговом зале и отказывается платить

Пока покупка не совершена, собственником товара считается магазин. Значит, и риск случайного повреждения товара нести придётся магазину.

Если подозреваете, что клиент устроил дебош и разбил несколько бутылок дорогого вина, нужно доказать, что он сделал это намеренно. Если покупатель случайно задел в магазине стеллаж и столкнул на пол пару банок или бутылок, он не обязан платить за испорченный товар. Ключевое слово — «случайно»: с человека нельзя требовать возмещения ущерба, если его вины в причинении этого ущерба не было.

Правда, покупателю придётся доказать, что у него не было злого умысла и во всём виноват магазин, нарушающий технические нормативы. Например, ширина проходов между стеллажами была меньше положенных 1,4 метра, поэтому человек не смог там сманеврировать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *